Беларусские НГО остаются в крайне неустойчивом положении

В Минске представлен очередной годовой Индекс устойчивости организаций гражданского общества.

Индекс устойчивости организаций гражданского общества (CSOSI) разработан Агентством США по международному развитию (USAID) в 1997 году, Беларусь присоединилась к процедуре расчета индекса в 2000 году. Индекс рассчитывается по семи параметрам: правовая среда в государстве, организационное развитие, финансовая устойчивость, защита общественных интересов, предоставление услуг, инфраструктура и общественный имидж. Параметр оценивается по семибалльной шкале, где единица — высшая оценка.

В 2014 году экспертная группа из числа представителей экологических, женских, социальных, правозащитных и других беларусских общественных организаций рассчитала индекс CSOSI для Беларуси — 5,7 балла. Беларусь, по градации USAID, входит в регион Европы и Евразии, показатель нынешнего года, как впрочем и предыдущих, один из наихудших по региону в целом.

Лучшим годом для Беларуси стал 2003-й, тогда ее индекс CSOSI составил 5,3 балла, в 2007 и 2008 годах наша страна достигла худшего показателя — 6 баллов.

Как отмечает Валерий Жураковский, член правления, аналитик Международного просветительского общественного объединения «АКТ», партнера USAID по составлению индекса, Беларусь за все время исследований ни разу не выходила «из ситуации слабой устойчивости».

«Для сравнения можно взять Болгарию. Эта страна и Беларусь имеет схожие показатели: примерно одинаковое количество жителей, приблизительно одинаков размер ВВП на душу населения, индекс человеческого развития приблизительно одинаков. Но давайте посмотрим на количество организаций третьего сектора в Болгарии и у нас: около 40.000 и 2.600 соответственно», - сказал Жураковский.

По мнению эскпертов, наихудший параметр устойчивости в индексе Беларуси — правовая среда: «Очень неблагоприятные правовые условия влияют на развитие всего сектора. Второй негативный показатель для беларусских НГО — это финансовая устойчивость. Причем финансовая устойчивость очень сильно перекликается с правовыми условиями привлечения финансов».

Главным правовым барьером остается все та же процедура государственной регистрации. «Процедуры регистрации сами по себе сложные, они оставляют возможность для произвольного отказа в регистрации. Крайне негативно на НГО сказывается требование обязательного наличия юридического адреса, то есть организация, даже еще не зарегистрировашись, должна получить согласие, что ей кто-то даст в аренду помещение под офис. Причем исследования показывают, что более половины общественных организаций даже не имеют оплачиваемый персонал, они действуют исключительно на волонтерских началах. - отмечает Валерий Жураковский. - В то же время беларусское законодательство обязывает их платить аренду, иметь офис при нынешних ставках аренды и безо всяких льгот. Государством также установлен запрет и уголовная ответственность за деятельность от имени незарегистрированных организаций. Логичным представляется появление какой-то общественной инициативы до юридической регистрации: люди должны вместе что-то сделать, чтобы понять, а нужна ли им организация вообще. Но наше государство говорит: «нет, вы сразу зарегистрируйтесь, а только потом имеете право действовать». И это становится серьезным барьером для появления новых НГО, особенно тяжело это сказывается в регионах».

Кроме того, отмечает эксперт, государством установлены существенные ограничения для получения организациями финансирования: «Общественные организации — это, наверное, единственная правовая форма в Беларуси, которой запрещено получать доход от реализации каких-то мероприятий и услуг. Государство очень сильно ограничило возможность привлекать спонсорскую помощь бизнеса. Соответственно, бизнес чаще всего вообще избегает спонсорских отношений с большинством организаций, кроме абсолютно нейтральных, например, занимающихся вопросами здравоохранения, проблемами людей с особенностями развития и так далее. Действует разрешительный принцип любой международной помощи. И все это ограничивает потенциал организации привлекать ресурсы и размер той деятельности, который организации могут производить».

Тенденции 2014 года, по словам Валерия Жураковского, связаны, прежде всего, с финансами и общественным имиджем.

«2014-й — первый год, когда стал действовать государственно-социальный заказ. Государство стало впервые финансировать НГО, привлекая их к реализации социальных услуг. Было заключено около 30 контрактов на общую сумму 1,8 млрд. рублей (около 160 тыс. долларов). Не все эти деньги достигли адресатов из-за проблемы первого года новации — много разночтений», - сказал аналитик.

Для сравнения: в 2014 году на деятельность БРСМ государство выделило около 4 млн. долларов.

«Стал применяться краудфандинг, то есть привлечение средств от граждан при помощи интернет-платформ. До 20 тыс. долларов было таким образом собрано в прошлом году на социальные проекты, сумма незначительная, но тренд есть, идея набирает популярность — и не только в Беларуси, а во всем нашем регионе», - отметил Валерий Жураковский.

Что касается имиджа, то, по исследованиям НИСЭПИ, за последний год известность НГО возросла с 30-и до 52%, что «связано с тем, что общественные организации усилили работу со своими сайтами, стали активно продвигаться через социальные сети, стали больше оказывать социальных услуг». Хотя с показателями доверия к общественным организациям такого роста не произошло.

«На данный момент вовлеченность беларусских граждан в общественную деятельность составляет 17,5% - это немного. Естественно, она связана и с небольшим количеством организаций как таковых в Беларуси. Для сравнения: в полуторамиллионной Эстонии насчитывается около 30 тыс. общественных организаций, у нас, повторюсь, чуть более двух с половиной тысяч, - отмечает аналитик. - Таким образом, несмотря на то, что существующие общественные организации обладают большим потенциалом, индекс показывает, что до сих пор в нашем государстве не созданы благоприятные условия для их эффективной и беспрепятственной деятельности».

Источник http://eurobelarus.info/news/society/2015/08/13/belarusskie-ngo-ostayutsya-v-krayne-neustoychivom-polozhenii.html