Правозащитника Алеся Беляцкого могут освободить по амнистии

Правозащитника Алеся Беляцкого могут освободить по амнистии в 2014 году, поскольку ущерб, нанесенный государству, компенсирован.

Президент Беларуси Александр Лукашенко поручил проверить информацию о том, что представители общественности давно компенсировали ущерб в Br757,5 млн (около $90 тыс), который, как установил суд, нанес государству правозащитник.

Это серьезный аргумент. Здесь дело не в политике и не в позиции самого Беляцкого. Клянусь вам, я его не знал и не знаю, – приводит слова Лукашенко БелаПАН.

По словам президента, если информация о компенсации ущерба подтвердится, может быть рассмотрен вопрос о применении к Беляцкому амнистии.

Напомним, руководитель правозащитного центра «Весна» был осужден за сокрытие доходов в особо крупном размере на 4,5 года лишения свободы в колонии усиленного режима с конфискацией имущества. Деньги с иностранных счетов, по словам Беляцкого, использовались на правозащитную деятельность в Беларуси.

Заметим, заявление Лукашенко, что он якобы знать не знает правозащитника – чистой воды лукавство. По делу Беляцкого президент неоднократно высказывался публично.

Еще до ареста весной 2011 Лукашенко яростно критиковал «так называемого правозащитника Беляцкого, который устроил пляски на крови» в Совете Европы, когда поднимал вопрос политзаключенных, а в это время в Минске произошел взрыв в метро.

Через месяц после приговора президент сказал, что давление ЕС и США не помогут освободить правозащитника, а поэтому «что украл, заплати».

Дело Беляцкого он вспоминал и на пресс-конференции в январе 2013 года.

Уверена, что деятельность Беляцкого, обстоятельства его ареста и суть обвинения известны Лукашенко, – заявила в интервью сайту «Товарищ.online» член правления Правозащитного центра «Весна» Татьяна Ревяко. – Конечно, он настойчив в своей риторике, что дело Алеся – исключительно в деньгах. Но тогда грош цена заявлениям, что он не знал, что определенный судом якобы ущерб не погашен. Два года назад был погашен этот «ущерб»: с пеней, индексацией, почти в тройном размере.

Ревяко уверена, что эта сумма была как раз не инициативой суда, а желанием как можно больше и сильнее «наказать» неугодного правозащитника.

Политолог Юрий Чаусов замечает, что после выплаты определенного судом ущерба и вынесения приговора Беляцкому амнистия в Беларуси уже проходила. Однако наличие дисциплинарных взысканий у него с формальной точки зрения стало препятствием для амнистии.

Кроме того, правозащитник так и не признал свою вину. Это может быть расценено как то, что заключенный не встал на путь исправления, и также стать помехой для досрочного освобождения.

Правда, есть и опыт 2008 года, когда политзаключенных – экс-кандидата в президенты на выборах 2006-го Александра Козулина и других – освобождали достаточно неформально.

Просто выпускали, и никто не знал, какой там указ подписан, – говорит Чаусов. – То есть все может быть сделано достаточно быстро, независимо от амнистии.

При этом оно добавляет, что применение амнистии – достаточно удобная форма для режима, которая позволяет и лицо сохранить, и требование об освобождении политзаключенного выполнить.

Татьяна Ревяко соглашается: «политические» уголовные дела в Беларуси решаются в плоскости политической воли.

– Не исключаю, что если будет на то воля, то и статус злостного нарушителя режима могут снять, и последние взыскания отменить, чтобы закон об амнистии применить. А вслед за ним – и возможность условно-досрочного освобождения, и смягчение наказания, например на «химию без направления». Возможно, сегодняшнее высказывание – это сигнал о том, что есть готовность эту политическую волю применить, – предполагает правозащитница.

Юрий Чаусов также считает заявление Лукашенко хорошим знаком. Другой вопрос, насколько слова будут реализованы на деле.

Впрочем, политолог не исключает, что вопрос об освобождении Алеся Беляцкого возник неспроста, и в Администрации президента как раз рассматривают возможность освобождения политзаключенных. Хорошим поводом может стать ЧМ по хоккею, который пройдет в Минске в мае 2014 года. Однако, по мнению Чаусова, первопричина заключается в желании белорусских властей все же нормализовать отношения с Западом. Правда, получив на этом пути как можно меньше потерь.

Конфликт с ЕС и США развивается на протяжении уже более чем 3 лет, и политзаключенные – одна из основных точек этого конфликта. Возможно, что тут есть более широкая стратегия: освобождением политзаключенных добиться нормализации отношений, – полагает политолог.

Чаусов добавляет, что даже если узники совести выйдут на свободу, белорусский режим не изменит свой характер: он как был, так и останется авторитарным. Но, условно говоря, в Европе многие уже махнули рукой на белорусскую ситуацию. Поэтому выполнение основного требования – освободить политзаключенных – вполне может сдвинуть с мертвой точки отношения Беларуси с Западом.

Источник: http://www.camarade.biz/node/12625