Алексей Козлюк: Проделана базовая работа для продвижения идеи свободы трансграничного перемещения

Книга-исследование «Трансграничные аспекты свободы передвижения: Международные стандарты и практические проблемы на примере Беларуси, России и Украины» объединила академический подход и практику.

Недавно Центр правовой трансформации Lawtrend опубликовал исследование «Трансграничные аспекты свободы передвижения: Международные стандарты и практические проблемы на примере Беларуси, России и Украины». Подготовка исследования стала возможной благодаря тесному сотрудничеству и усилиям экспертов из Беларуси, Российской Федерации и Украины , а также поддержке Фонда им.Генриха Бёлля (Представительство в Украине).

Почему сделано такое исследование, какие проблемы в этой сфере самые острые и для кого эта книга в интервью Службе информации «ЕвроБеларуси» рассказывает один из инициаторов исследования и авторов книги, юрист Lawtrend Алексей Козлюк.

«Само исследование и книга были задуманы целой группой людей из разных стран. Идея достаточно простая: у нас — правозащитников, журналистов, общественных активистов — постоянно возникают проблемы с тем, чтобы оказываться в нужное время в нужном месте. Например, чтобы помочь коллегам из других стран, - говорит Алексей Козлюк. - Проблемых случаев — множество, начиная с 19 декабря 2010 года, когда из Беларуси выдворяли украинских и российских сотрудников миссии международного контроля за ситуацией с правами человека в нашей стране под предлогом поддержания общественного порядка, и заканчивая делом главы Lawtrend Елены Тонкачевой, которую выслали из Беларуси опять же якобы в интересах общественного порядка. Хотя очевидно, что такие меры напрямую связаны с профессиональной деятельностью правозащитников. Чтобы с этим разобраться и понять, можно ли как-то влиять на ситуацию, мы и задумали это исследование».

Само исследование можно разделить на две части: «академическая часть отвечает на вопросы, что же мы имеем в этой сфера на данный момент, что есть в международном праве, в национальном законодательстве. Практическая часть на конкретных примерах описывает, что же происходит на самом деле с этими нормами в применении, где мы видим проблемы, с какими случаями мы сталкиваемся, как их можно сгруппировать, классифицировать. Мы рассматриваем, какие способы ограничения свободного передвижения используются государством для того, чтобы помешать, например, работе журналистов, работе правозащитников».

По словам эксперта, исследователи попытались определить, «что происходит с этими ограничениями еще до того, как человек пытается пересечь границу, это вопрос, например, выдачи виз; что происходит непосредственно на границе; какие ограничения существуют для людей, которые уже находятся на территории иностранного государства, законно находятся, но при этом так или иначе их могут выдворить, либо выслать, либо депортировать по каким-то причинам».

В ходе исследования, как говорит Алексей Козлюк, было отмечено, что, «к сожалению, нельзя полноценно опираться на международное право в этом смысле, потому что международное право до сих пор исходит из приоритета государственного суверенитета в вопросах допуска иностранцев на территорию государства». «В международном праве очень четко закреплен принцип, когда человек может покинуть свою либо чужую страну, его, собственно, не могут просто так, безо всяких причин не выпустить, но при этом право въехать в чужую страну человеку не дается, такое право есть только у тех людей, для которых эта страна — своя. Вопрос определения своей страны — это тоже довольно любопытно, и, наверное, наше исследование одно из немногих, а возможно даже и уникальное тем, что достаточно последовательно разбирается с таким вопросом как гарантии права на въезд даже для тех, у кого нет гражданства страны. Ведь современное международное право и практика исходит из того, что, даже неграждане,при этом прочно связанные с этой страной, признаются в международных инстанциях людьми, которые могут считать эту страну своей, а значит им не может быть отказано во въезде в страну», - говорит юрист. По его словам, эта практика развивается, особенно в последние годы, «и говорит нам о том, что международное право все же движется все ближе к признанию свободного трансграничного передвижения, пока еще слишком ограниченно, чтобы говорить об отдельном праве, но, тем не менее, мы видим позитивные тенденции». Например, международное право не позволяет государствам просто так отказывать во въезде, а все же требует обоснованного подхода к запрету на въезд. «Мы уверены, что государство должно руководствоваться принципом верховенства права для того, чтобы определять, кому из иностранцев может быть отказано во въезде, а кому разрешено. К примеру, вы подаете документы на визу в одно из иностранных государств: вам могут отказать в этой визе, либо отказать во въезде прямо на границе без объяснения причин. Тем не менее, сейчас передовые юрисдикции исходят из того, что вы должны быть уведомлены о том, какова настоящая причина запрета на въезд, и вы должны иметь возможность оспорить это решение в компетентных органах: либо судах того государства, либо того международного объединения, которое вам отказывает в праве въезда», - рассказал Алексей Козлюк. Все вышеуказанное также «непосредственно связано с достаточно острым вопросом персональных санкций». Этот вопрос отдельно рассмотрен в исследовании: «мы постоянно слышим в России, в Беларуси, в Украине мнения о необходимости запрета на въезд определенным группам людей в качестве наказания, скажем так, либо за их взгляды, либо действия, либо политическую позицию. И мы в том числе попытались понять, где же границы этих запретов, где же «маячки», по которым можно говорить о законности процедуры визовых санкций или противоречии с международным правом и внутреннем правом государства».

Выводы, отмечает юрист, достаточно интересные: «Как мы знаем, ЕС вводит в отношении граждан некоторых стран персональные ограничения, в том числе санкции действуют в отношении ряда беларусских чиновников. Так вот в Евросоюзе эта процедура достаточно четко прописана. К ней есть вопросы, конечно, но при этом мы хотя бы можем видеть, что есть реально действующие механизмы для оспаривания подобных решений. Мы проанализировали несколько дел, в том числе и беларусских, когда граждане Беларуси оспаривали, причем иногда успешно, эти персональные санкции. Что же касается Беларуси, то, как мы знаем, у нас в стране нет вообще никаких дополнительных нормативных актов или правовых норм, которые бы говорили о применении персональных санкций. Хотя мы видели — и не раз — что политики, правозащитники, гражданские активисты и журналисты из зарубежных стран зачастую не могут попасть на территорию Беларуси. Беларусь при этом не считает необходимым объяснять свою позицию, не считает необходимым указывать настоящие причины таких запретов, но при этом постоянно указывает тому же ЕС на недопустимость введения персональных санкций. Хотя разница очевидна: в ЕС санкции вводятся публичным решением, список доступен, в том числе для тех лиц, которые попали в этот список, понятен порядок обжалования решения. В свою очередь беларусское государство не дает никакой возможности оспорить нахождение в «черных» списках, которые не являются публичными, находятся в, скажем так, «серой» зоне. Мы старались поднимать такие достаточно острые вопросы в исследовании, чтобы найти хотя бы базовые точки для решения этих проблем».

Исследователи также сформулировали ряд рекомендаций: «Рекомендаций не только конкретным странам — России, Беларуси и Украине — для того, чтобы они предусмотрели те или иные гарантии в своем законодательстве либо изменили практику. Мы также говорим о том, что существующая система международного права в области свободы передвижения нуждается в пересмотре. Государства зачастую злоупотребляют принципом суверенитета для того, чтобы заглушать голоса правозащитников и журналистов, для того, чтобы не допускать распространении информации о стране за рубежом либо внутри страны. Мы не берем на себя смелость формулировать новые нормы межлународного права, но считаем, что специальные органы международных организаций, в рамках которых сформулированы уже существующие нормы, должны тщательно следить за их выполнением».

По словам Алексея Козлюка, «исследование — это только начало. Мы все же думаем, что эту работу следует продолжать для того, чтобы продвигать идеи свободного трансграничного передвижения и особых гарантий допуска на территорию страны иностранных журналистов, правозащитников, гуманитарных миссий и т. д., то есть тех профессиональных групп, которые должны оказываться на территории иностранных государств для осуществления ими своих профессиональных обязанностей».

Юрист Lawtrend обращает внимание на одну важную тему, «которую мы затронули не очень глубоко в силу того, что это была, по сути, первая попытка такого исследования»: «Это вопрос территорий со статусом спорных юрисдикций. В нашем случае — это Крым. В настоящий момент сразу две страны распространяют свое законодательство на территорию полуострова, что создает множество правовых проблем и напрямую отражается на жизни людей там. Они фактически не могут полноценно исполнять требования и одной правовой системы, и другой. Мы очень коротко обозначили те проблемы, которые существовали на то время в Крыму и посчитали важным поднять эту проблему в книге. Что касается информации из Крыма, то сейчас единственным ее источником остается «Крымская полевая миссия».

Говоря об авторах книги, Алексей Козлюк отмечает, что «были привлечены не только правозащитники, которым эта тема близка, так как они в той или иной степени сталкивались с этими проблемами либо оказывали помощь людям, которые к ним обращались». «Эта тема конечно же интересна также и представителям академического сообщества. Над частью исследования, посвященной международно-правовому регулированию свободы передвижения, работал Александр Вашкевич, судья Конституционного суда Беларуси в отставке. Найти подобный комплексный анализ даже в специализированных изданиях весьма сложно. Уверен, что эта книга будет интересна и полезна не только тем, кому с профессиональной точки зрения близки эти вопросы, но также студентам, юристам, всем, кто заинтересован понять, как же сейчас международное право смотрит на вопросы свободы передвижения. Мы также попытались описать передовой опыт свободного передвижения людей в рамках международных объединений. Для этого мы привлекли к исследованию Ирину Сушко, украинского эксперта, которая работает с вопросами визовой либерализации между ЕС и Украиной». Над практической частью работали авторы из Беларуси, России и Украины.

По сути, говорит Алексей Козлюк, «Трансграничные аспекты свободы передвижения: Международные стандарты и практические проблемы на примере Беларуси, России и Украины» - действительно пионерское исследование»: «Можно найти отдельные работы по этой теме, но узкой направленности, мы же попытались рассмотреть эту проблему комплексно и с позиции презумпции свободы трансграничного передвижения. Презумпции того, что государство должно руководствоваться политикой, которая позволяла бы максимально свободно путешествовать между странами. Впрочем, многие вопросы остались вне за рамками. Например, мы не говорим о миграционных вопросах, о вопросах убежища — там есть совершенно отдельный комплекс норм. Мы попытались говорить, скорее, о путешественниках либо людях, которые краткосрочно посещают страну, защищая общественные интересы. Наше исследование, на мой взгляд, дает основу для понимания процессов в сфере свободного трансграничного передвижения».

Источник http://eurobelarus.info/news/society/2015/09/08/alexey-kozlyuk-prodelana-bazovaya-rabota-dlya-prodvizheniya-idei.html